Вероника (veronika_stef) wrote,
Вероника
veronika_stef

Category:

Пенаты

     Прошлой весной мы с мужем доехали до музея-усадьбы художника Ильи Ефимовича Репина «Пенаты», но в сам музей так и не попали – разошлись по времени с экскурсией. Это весной мы решили исправить сие недоразумение :)
     Хотя тоже чуть не остались за бортом – поспать мы любим, поэтому в воскресенье встали поздно и приехали аккурат к последней экскурсии (а без неё никак – в музей пускают только с группой). Да ещё и смотритель пугал, что могут не пустить – много народу собиралось. Но мы рискнули и все-таки попали.
     Свое название, «Пенаты», усадьба получила в честь римских богов-хранителей домашнего очага. В этой усадьбе художник провел последние тридцать лет своей жизни (и остался после смерти – его могила находится на территории усадьбы). Участок Репин купил в 1899 году, когда он уже был прославленным художником (в 1898 году он стал ректором Академии художеств). Именно слава и многочисленные обязанности заставили его искать уединенное место, в котором он мог бы работать в тишине и спокойствии и которое находилось бы недалеко от Петербурга. Куоккала (так раньше называлось Репино) подошла идеально. Усадьба на протяжении нескольких лет обустраивалась по планам самого Репина. Это объясняет, в том числе, некоторую аляповатость дома – он неоднократно перестраивался для удобства художника.
     По завещанию после смерти Репина усадьба должна была перейти в ведение Академии художеств. Но это произошло не сразу – в 1918 году эти территории перешли к Финляндии. В 1939 году их вернули России, а уже в 1940 году был открыт мемориальный музей. Во время Великой Отечественной войны здание сгорело дотла – повезло только некоторым личным вещам и картинам, которые успели вывезти. Сейчас мы видим восстановленное по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям современников здание. И мне кажется, тем, кто работал над его восстановлением, удалось невозможное – воссоздать не только стены, но и дух.
     Экскурсия по дому небольшая – на сорок минут. Но за эти сорок минут я не только прошлась по дому мастера, но и узнала о нем много интересных фактов. Так что мне понравилось. Однозначно рекомендую :)
     Экскурсоводы особо не напрягаются – за них отдувается магнитофон. Своя прелесть в этом есть – не уверена, что с таким количество людей экскурсовод бы справился. Кстати, совет тем, кто соберется в усадьбу – лучше выбирайте для посещения будний день, все-таки в толпе бродить по небольшому дому не очень удобно.
     В конце экскурсии нам показали уникальные кадры – небольшой фильм (вернее даже ролик), снятый при жизни Репина.
     Фотографировать в музее нельзя (здесь есть немного фотографий усадьбы, которые мы сделали в прошлый раз), поэтому немного расскажу словами о том, что меня наиболее впечатлило.
     - В доме к прислуге относились как к членам семьи - Репин старался не использовать труд работников. Хозяева и гости обслуживали себя сами – сами раздевались, накладывали себе еду, убирали за собой. Очень революционный подход для тех времен.
     В прихожей висел большой медный гонг – с его помощью гости извещали хозяина о своем приходе.
     Для застолий был заказан специальный стол – не только с вертящейся серединой, на которую ставили блюда, но и с ящиками для грязной посуды
     Если во время трапезы гость или хозяева начинали ухаживать за соседом по столу, их за это наказывали – отправляли на трибуну, с которой они должны были произнести небольшую юмористическую речь со смыслом.
     Напомню, что среди гостей были Максим Горький, Корней Чуковский, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Федор Шаляпин, Леонид Андреев, Давид Бурлюк и многие другие известные личности.
     Иногда над гостями (например, над Чуковским) специально подшучивали и вынуждали их проштрафиться – так любили слушать их речи :))
     - Илья Ефимович и его вторая супруга, Наталья Борисовна Нордман были вегетарианцами. Причем Наталья Борисовна была этической вегетарианкой. Поэтому для гостей готовилась та же еда, что и для хозяев. Некоторые блюда готовились по рецептам самой Нордман.
     Не знаю, что по этому поводу думали гости, а вот журналисты семью Репиных за это высмеивали. В газетах писали, что гости уезжают настолько голодными, что скупают все пирожки на станции :))
     Вот, наверно, были счастливы продавцы пирожков :))
     Можно было бы поспорить на эту тему – ведь вегетарианская еда тоже может быть сытной, но нам зачитали меню праздничного ужина. Действительно как-то скудно.
     - В центре мастерской художника его автопортрет. И подвесная палитра – в последние годы жизни у Репина болела правая рука, из-за чего он был вынужден писать левой, в которой обычно держат палитру. И он придумал неожиданный выход с подвесной палитрой.
     - Резануло, что после смерти жены заботиться о художнике начала его дочь Вера, которая в итоге так и не вышла замуж. Заел папенька. Может, я ошибаюсь, может, несознательно, но все же.
     - И практический совет – чуть дальше от музея есть вторая парковка, на которой значительно больше места. И рядом с ней есть туалет, который отсутствует в усадьбе.
     Входной билет двести рублей, льготный - пятьдесят.

И бонусом - Северное море:







Сезон открытых веранд объявляю открытым :)
В кафе «Пенаты»:

Tags: Выставки-Музеи-Экскурсии, Кабаки, Репино, Фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments