Вероника (veronika_stef) wrote,
Вероника
veronika_stef

Categories:
  • Location:
  • Music:

Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы



Картинка для привлечения внимания позаимствована
из группы Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы ВКонтакте.

     Продолжаю рассказывать об интересных местах Петербурга :)
     В этот раз, правда, рассказ будет без фото, потому что фотографировать фотографию (да ещё и за отдельную плату) мне не показалось хорошей идеей. Но все же отдельного поста наш с подругой поход в Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы достоин.
     Основная задача фонда - изучение и популяризация отечественной фотографии XIX - первой половины XX века. Место для этого выбрано идеальное - фотоателье здесь появилось в 1850-е годы, тогда, когда в России стали появляться дебютные фотокадры. Но самое ценное, что просуществовало ателье до наших дней - даже в годы Великой Отечественной войны оно не закрывалось! По-моему, того, что это старейшее фотоателье России уже достаточно, чтобы не пройти мимо ;)
     Первым владельцем был отнюдь не Карл Булла – история началась с Карла Людвиговича Кулиша, после которого салон сменил несколько владельцев. Лишь в 1906—1908 годах появляется уже известный на тот момент фотограф (портретист и мастер документальной фотографии) Карл Карлович Булла, которого впоследствии назовут отцом отечественной фотографии.
     После революции фотосалон стал государственным учреждением. Сам Карл иммигрировал из страны, его сыновья какое-то время продолжали дело отца, но в результате один был отправлен в ссылку, другой казнен.
     Современная история Фонда и салона началась в 90-х годах прошлого века, когда владельцем стал доктор Валентин Евгеньевич Эльбек. В 2004 году музей открыл двери для посетителей. К тому времени была проведена масштабная реставрация помещения, а для основной экспозиции собраны как оригинальные кадры Карла Буллы и его наследников, так и фотографии других мастеров, творивших в России до революции.
     Эти фотографии представляют большой интерес, ведь в объектив Буллы попадали интерьеры особняков и храмов, многие из которых плохо сохранились или не сохранились вообще. Также фотограф любил фотографировать людей – не только аристократию и научных работников, но и простой народ, поэтому по фотографиям можно составить впечатление о быте и моде тех лет.
     Я немного пожалела, что мало историй рядом с фотографиями. Скорее всего, они в большинстве своем и не сохранились. Но мне, например, стало интересно, сколько лет запечатлённым на них людям. Вдруг я подумала, что они ведь значительно моложе, чем мы их воспринимаем. И женщины, кажущемся моими ровесницами или даже старше, на самом деле двадцати-двадцати пяти летние девочки. Судила, например, по возрасту старших детей – вряд ли сто с лишним лет назад массово рожали первенца за тридцать.
     Для посетителей 18 + есть отдельный зал на самом верхнем этаже, где собрана коллекция дореволюционной эротической фотографии. Мне в очередной раз подумалось, как изменилось отношение к эротике – то, что раньше было таковой, сейчас не всегда и замечено будет. Но мне такой невинный вариант как-то ближе – остается место тайне, которая в интимной сфере должна присутствовать.
     Эти снимки не авторства Буллы и сыновей, но, говорят, они обнаженную натуру тоже снимали.
     Ещё в зале 18 + представлены несколько интересных работ на зеркалах. Странная и, на мой взгляд, бессмысленная мода, но посмотреть интересно.
     Помимо этого, в музее можно увидеть немного фототехники тех лет. Но тут для меня каких-то особых откровений не было. Удивительно только, что кое-что до сих пор в рабочем состоянии.
     Кроме основной экспозиции в музее проходят различные выставки. Мы застали выставку "Просто это наша жизнь" фотокорреспондента газеты "Тосненский вестник" Евгения Асташенкова. Отражённая на его фотографиям жизнь современного Тосно поставила меня в тупик – если бы не подписи с датами, я бы ушла с уверенностью, что дело происходит в 90-е. И нет, в этой моей оценке нет никакого негатива, просто жизнь в Петербурге и Ленинградской области все же отличается.
     В 2007 году благодаря Фонду появился фотоконкурс "Эпохи зримые черты". Два раза в год награждают лучших фотографов в разным номинациях – от семейной фотографии до городского пейзажа. Если работы подходят по качеству, то участником может стать любой. В жюри входят известные российские специалисты в области искусства и фотографии.
     Не стоит забывать, что по-прежнему действует фотосалон – можно проводить фотосессии. Если я правильно поняла, как с местным, так и со своим фотографом.
     В общем, если любите фотографию и интересуетесь её историей, не проходите мимо ;)
     Кстати, в музее потрясающая атмосфера - спокойно и тихо. Вечером праздничного дня мы оказались единственными посетителями и могли без спешки познакомиться со всеми залами. Без спешки и без следующей по пятам смотрительницы - она любезно отвечала на вопросы, но не навязывал свое общество, что для меня это очень ценно.
     В интернете очень расхваливают вид на Невский, но как раз он меня как-то не впечатлил. Возможно, было слишком темно и холодно. Ну, есть повод ещё раз наведаться летом ;)
     Стоимость посещения музея всего пятьдесят рублей (за съемку придется платить отдельно), работает он ежедневно с десяти утра до восьми вечера.

     P.S. История здания на Невском, 54, в котором расположен фонд, тоже весьма интересна. Но я на ней останавливаться не буду, лишь отмечу, что прославилось оно как дом Демидовых, хотя и до Демидовых у него были известные владельцы, а первый вариант проектировал Трезини. Впоследствии оно перестраивалось архитекторами Пелем и Сюзором.
Tags: Выставки-Музеи-Экскурсии, Мой Петербург
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments