Вероника (veronika_stef) wrote,
Вероника
veronika_stef

Categories:
  • Location:
  • Music:

«Я воздвиг там мой царский дворец»


     9 декабря в Манеже Малого Эрмитажа состоялось открытие первой в истории России выставки искусства древней Ассирии. Выставку организовали Государственный Эрмитаж и Британский музей, который на сегодняшний день обладает лучшей в мире коллекцией ассирийского искусства.
     Мне повезло увидеть эту выставку одной из первых – даже раньше тех, кто пришел на церемонию открытия ;)
Вступительное слово Михаила Борисовича Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа:


     Кстати, в этот день Михаил Борисович праздновал свой семьдесят пятый день рождения. И мне сложно представить лучший подарок для человека, который посвятил жизнь искусству и его истории.

Торжественное разрезание красной ленточки:




     Ассирия это древнемесопотамское государство, сердцем его была собственно Ассирия (находилась на севере современного Ирака), но ассирийские цари завоевали множества стран на территории современных Сирии и Турции, покорили Вавилон, захватили часть Египта и дошли до границ современного Ирана. Свои победы цари увековечивали строительством дворцов. Отсюда и название выставки – это строка из царской надписи Ашшурнваирапала II.
     Дворцы строились из кирпичей, сделанных из необожжённой глины, а стены покрывались каменными рельефами. Вскоре после падения Ассирии (конец VII века до н.э.) дворцы разрушились и долгие годы стояли бесформенными холмами, пока в 40-х годах XIX века европейские археологи не обнаружили нижние части стен, поддерживаемые рельефами.
     С исторической точки зрения эти рельефы бесценны – по ним можно создать впечатление об эпохе. Тогда не было средств массовой информации в современном понимании, поэтому изображения на рельефах показывали всякому пришедшему могущество и величие царя, рассказывали о его подвигах и достижениях, о битвах, о царской охоте, показывали ритуалы поклонения богам, пиры.
     Имена мастеров, трудившихся над рельефами, история не сохранила, но их мастерство восхищает. Они тщательно прорабатывали все детали – конскую упряжь, одежду, мебель; изображения людей и животных были анатомически правильными. Благодаря этому мы сейчас можем воссоздать обстановку тех времен.
     Я раньше неодобрительно относилась к тому, что произведения искусства вывозятся в другие страны. Но на примере этой выставки вдруг поняла, что это наоборот хорошо. Грустно осознавать, но в современном нестабильном мире для многих из них это единственный шанс уцелеть. А для нас единственный шанс их увидеть. Сегодня любой желающий может пойти в Эрмитаж и увидеть ассирийские рельефы, но сколько ещё было разрушено в ходе боевых действий?
     Для меня не так болезненно, когда памятники разрушались в ходе военных действий несколько сотен (а то и тысяч) лет назад, но когда они происходят в наши дни, хочется плакать. Получается, что человечество не сделало никаких выводов. Поэтому остается только восхищаться теми, кто находит и сохраняет!
     На выставке в Эрмитаже представлены памятники из всех значительных дворцов ассирийских царей, в том числе Ашшурнваирапала II и Ашшурбанипала, рельефы из дворца которого считаются вершиной развития ассирийского искусства. Отдельный раздел посвящен библиотеке царя Ашшурбанипала в Ниневии. Также экспозиция включает предметы прикладного искусства. И, конечно, можно познакомиться с историей открытия ассирийской цивилизации европейскими учеными в середине XIX века.
     Выставка «Я воздвиг там мой царский дворец» продлится до 29 марта, очень рекомендую!


























     Спасибо за приглашение spbblog и zaoblachnaya!
Tags: Выставки-Музеи-Экскурсии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments